Хипстеры – субкультура, распространённая среди городской молодёжи со средним и высоким достатком. Сами хипстеры обычно не применяют к себе этот термин, т. к. он часто несёт в себе пренебрежительный оттенок. Часто хипстерами называют людей, ведущих себя слишком вычурно или пытающихся создать образ интеллектуала, не имея достаточных знаний. Да и сама идеология хипстеров завязана на поиске собственной уникальности, что прямо противоречит выделению этих молодых людей в единую группу. Само слово «хипстер» восходит к английскому «to be hip» — «быть модным». В отличие от большинства других субкультур, границы этой субкультуры несколько размыты, но можно выделить несколько общих черт, присущих большинству хипстеров:
- приверженность моде, но не крупным люксовым брендам, а независимым маркам. Часто одежда хипстеров может выглядеть нарочито небрежной, что, впрочем, является лишь обманчивым эффектом. Наиболее распространённые элементы гардероба хипстера это – клетчатые рубашки, джинсы-скинни, искусственно состаренная одежда в стиле «гранж» или «бохо», шляпы, очки в ярких оправах, винтажные аксессуары. Молодые люди часто щеголяют с закрученными «гусарскими» усами или окладистыми «бородами лесорубов»;
- любовь к авторскому кино, музыке в стиле инди и пост-панк;
- интерес к урбанистике, современному искусству, психологии, техническим новинкам, экологии;
- приверженность к либеральным или либертарианским политическим взглядам.
Наиболее клишированный образ хипстера сегодня это молодой обеспеченный интеллектуал с бородой, татуировками, модными аксессуарами и гаджетами, проводящий своё свободное время в небольшом частном баре с крафтовым пивом или оригинальной кофейне.
Хипстеры в середине XX века
Впервые хипстеры появляются в Америке 1940-1960-х годов. Этот термин можно встретить в романах Д. Керуака, У. Берроуза и др. Тогда хипстеры были представителями «разбитого поколения», дезориентированного после окончания Второй Мировой войны. Они слушали джаз, отрицали общественную мораль, которая, на их взгляд, была ханжеской, интересовались европейской философией, марксизмом. Многие из них добровольно отвергали карьерный рост и семейные ценности, ведя богемный образ жизни. Хипстеры того времени были политизированы, готовы на бунт и не хотели мириться со многими несправедливыми реалиями своего времени: расовой сегрегацией, большим разрывом между богатыми и бедными, положением женщин.
Второе рождение субкультура пережила в самом начале 2000-х годов в США и Великобритании (в Россию в своём нынешнем виде она пришла уже в 2010-х). Тогда хипстерами стали называть склонных к творчеству молодых людей, выходцев из состоятельных консервативных семей. Субкультуре было свойственно смешение атрибутов жизни высшего класса (ретро-автомобили, дорогие смартфоны и т. д.) и философско-политических идей, исповедуемых более бедной прослойкой. Как и хипстеры 1940-х, хипстеры 2000-х считали своими кумирами Эрнесто Че Гевару и Льва Троцкого. Через интерес к революционным движениям и любовь к ретро они пытались показать своё пренебрежение к массовой культуре, где в то время тон задавали звёзды вроде Бритни Спирс и Пэрис Хилтон.
Сегодня хипстеров критикуют за то, что они сделали изначальную идею молодёжных субкультур быть отличным от других и стремиться к разрыву с прежними ценностями коммерческой, а нонконформистскую моду панков, хиппи и эмо – массовой. Их упорный поиск идентичности легко превратился в бизнес. Многие находят комичным или даже оскорбительным то, что благополучные молодые люди примеряют на себя образы аутсайдеров и проблемы, с которыми им никогда не приходилось сталкиваться.
И всё же современные хипстеры далеки от политики и обсуждения острых общественных вопросов. Большинство хипстеров живут по принципу «живи сам и не мешай жить другим» и с этой позицией сложно поспорить.