25.06.2019

Генри Форд. Биография

Мечтой гениального Генри Форда было обеспечение каждого желающего доступным автомобилем. Такая мечта проста и понятна, ведь Генри родился в ту эпоху, когда автоиндустрия была уделом богачей. За свою жизнь изобретатель запатентовал 161 изобретение, а также наладил производство машин, которые стали доступнее потребителям из разных слоев общества.

Детство будущего предпринимателя

Генри Форд

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Дирборне, штат Мичиган, в семье Уильяма Форда, ирландского иммигранта, и Мэри Литогот Форд, уроженки США. У Генри было пятеро братьев и сестер: два брата и две сестры. Семья Фордов жила и работала на ферме, но Генри с детства заметил, что сельское хозяйство требует больших вложений и приносит мало дохода. Он решил не следовать по стопам отца и не становиться фермером.

Образование Генри ограничивалось несколькими классами церковно-приходской школы, и на протяжении всей жизни он писал с ошибками. Когда ему было 12 лет, его мать, Мэри, умерла, что стало для мальчика большим ударом. Отвлечься от печали ему помог случай: однажды он увидел локомобиль, и с тех пор у него появилась страсть к движущимся механизмам.

Однако его отец, Уильям, не поддерживал это увлечение. Он считал, что сыну нужно сосредоточиться на работе на ферме, а не на «бессмысленных изобретениях». Осознав, что не получит поддержки от отца, Генри в 16 лет уехал в Детройт и стал подмастерьем у местного механика. Спустя четыре года он вернулся на ферму, где днем работал в поле, а ночами создавал свои первые механизмы.

Одним из его первых изобретений стала молотилка с бензиновым двигателем, созданная для облегчения труда отца. Хотя патент на это изобретение не был продан Эдисону, Генри все же продолжил развивать свои механические навыки, что в дальнейшем привело его к изобретению своего первого автомобиля и созданию собственной компании.

Начало пути в бизнесе

Генри Форд

До 1891 года Генри Форд сменил несколько рабочих мест, пока не устроился инженером в компанию Detroit Edison Illuminating Company. Здесь, под руководством Томаса Эдисона, он работал днем, а ночами занимался созданием своего первого автомобиля. В 1896 году он завершил работу над своим первым прототипом — квадрициклом. Во время одной из встреч с Эдисоном тот поддержал его идеи по созданию автомобилей, что вдохновило Форда на дальнейшие эксперименты. В 1899 году Генри покинул компанию Эдисона, чтобы полностью посвятить себя своим автомобильным проектам, и начал работу в Detroit Automobile Company, где его идеи не нашли широкого применения.

Несмотря на скепсис окружающих, которые называли его сумасшедшим за разъезды по Детройту на самодельном автомобиле, Форд продолжил развивать свою концепцию. В 1902 году он участвовал в автомобильных гонках, победив и привлекая значительное внимание к своему авто. В 1903 году он основал собственную компанию — Ford Motor Company. Форд стал пионером использования конвейера для массового производства автомобилей, что позволило значительно снизить их стоимость и сделать их доступными для широкой публики.

В течение своей карьеры Форд столкнулся с сопротивлением со стороны синдиката производителей автомобилей, которые копировали его технологии и выпускали собственные версии машин. Он подал на них в суд, добившись того, что все производители, желающие использовать его разработки, были обязаны приобретать лицензии.

Настоящий успех компании начался с модели «Форд-Т», которая стала популярной благодаря своей доступной цене, простому дизайну и практичности. Даже Эрнест Хемингуэй называл «Форд-Т» лучшим автомобилем своего времени. Форд, выросший на ферме, продемонстрировал отличное понимание экономики: в то время как другие производители повышали цены, его компания постепенно снижала их.

Форд создал промышленную империю с заводом в «Хайленд Парке», рудниками, шахтами и другими предприятиями, обеспечивая полный производственный цикл. Оптимизируя производство, он также уделял внимание условиям труда: рабочие на его заводах трудились в три смены по 8 часов, когда в других местах использовались две удлиненные смены. Форд также установил минимальную заработную плату в 5 долларов в день, но если прибавка тратилась на выпивку, работников увольняли.

В 1920-х годах популярность автомобилей Форда начала снижаться. Тогда он ввел систему автокредитования и расширил цветовую гамму и комплектацию своих машин. Несколько раз Форд рисковал оказаться на грани банкротства, но каждый раз его спасали выпуск новых моделей. Однажды он даже создал новый гоночный автомобиль, чтобы привлечь внимание к своей компании и сохранить ее на плаву.

Политические воззрения Форда

В 1918 году Форд вдруг решил поведать миру, что придерживается антисемитских взглядов. Он даже приобрел для этого газету. Впоследствии, его взгляды и изречения были использованы нацистами для вербовки новой молодежи.

Многие известные люди Америки осудили высказывания промышленника, спустя 9 лет Генри публично извинился за свои высказывания в СМИ.

Есть версия, что Гитлер восхищался смелостью Форда. Он даже упомянул его в книге «Моя борьба», как единственного иностранца, с чьим воззрением согласился.

Когда нацисты в ходе войны оккупировали территории разных стран, закрылось множество предприятий, но не завод Генри Форда во Франции.

Личная жизнь изобретателя

Генри Форд

Известно, что в 1887 году изобретатель женился на дочери небогатого фермера Кларе Брайант. Семейная жизнь Форда удалась, как и его карьера. С Кларой Генри прожил до самого конца своих дней. Он любил жену. Говорил, что, если бы ему выпала еще одна возможность прожить жизнь, то он согласился бы на это только в том случае, если с ним будет Клара.

Генри Форд

У Клары и Генри родился один ребенок. Сын Эдсел вскоре после окончания учебы стал «правой рукой» отца. Отец и сын часто спорили, но всегда поддерживали друг друга. Форд был трезвенником и обожал деревенские танцы, а Эдсел слушал джаз и иногда перебирал с коктейлями.

Последние годы жизни и смерть Форда

В 1930-х годах из-за ухудшения здоровья и конфликтов с коллегами Генри Форд передал управление компанией своему сыну, Эдселу Форду. Однако в 1943 году, после смерти Эдсела от рака желудка, Генри снова был вынужден вернуться к руководству компанией.

С возрастом ему становилось все труднее справляться с обязанностями, и через два года, в 1945 году, он передал управление фирмой своему внуку, Генри Форду II, окончательно отойдя от дел. Генри Форд умер 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет от кровоизлияния в мозг.

После себя Форд оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», в которой подробно изложил свои принципы ведения бизнеса и дал советы будущим поколениям. Сегодня компания Ford продолжает успешно работать, воплощая в жизнь мечту своего основателя о доступных автомобилях для всех.

Генри Форд стал символом своего времени, о нем сняты фильмы, написаны книги, установлены памятники. Многие исследователи считают его живым воплощением «американской мечты». Мальчик с фермы, не имевший престижного образования, своим упорством, трудолюбием и новаторскими идеями сумел достичь подлинного успеха.

Генри Форд был строг к тем, кто не выполнял своих обязанностей, и щедр к тем, кто качественно делал свою работу, даже когда никто за ними не наблюдал. Его жизнь и достижения стали примером того, как можно изменить мир, следуя своей мечте.

Интересные факты о Генри Форде

Генри Форд

О любом великом человеке ходит много слухов, мы же собрали для вас самые интересные факты о Форде. Рассмотрим их подробнее:

  • Талант механика проявлялся в Генри с детства. Известно, что часы для своей жены он собрал с нуля самостоятельно;
  • Неожиданно, но Генри Форд верил, что существует реинкарнация. Он считал, что его знания являются опытом прошлых жизней;
  • Когда компании предпринимателя исполнилось 13 лет, фирмой было выпущено 13 миллионов авто;
  • Генри Форд вел активный и здоровый образ жизни, того же он требовал от своих сотрудников;
  • Несмотря на антисемитские взгляды, изобретатель сделал огромный вклад в войну с нацистами. В период Первой мировой его заводы активно использовались оборонными предприятиями США, а сам Форд именовал себя пацифистом;
  • Предприниматель был вегетарианцем;
  • Однажды Форд получил письмо от угонщика машин, в котором преступник обещал отныне угонять только форды, так как восхищался данной маркой авто;
  • Еще одним изобретением инженера-самоучки считают брикеты из угля для барбекю;
  • Генри Форд также известен тем, что почти никогда не брал на работу женщин;
  • Известно, что предприниматель был связан с мафией. Из-за этого власти США пристально следили за ним. Промышленник брал к себе на работу бывших мафиози, а если те попадали в тюрьму, заботился об их семьях;
  • Когда Генри был жив, его состояние оценивалось в 188 миллиардов долларов. Долгое время Форда считали самым богатым человеком на земле.

Форд всегда был неординарной личностью. С его жизнью связано немало занимательных историй, а его изречения давно разобраны на цитаты. Так общественности известна история о том, как Клара Форд поддерживала мужа в начале его предпринимательского пути. Самоотверженная женщина помогала Генри создавать автомобиль в неотапливаемом сарае. Она держала над рабочей поверхностью керосиновую лампу, чтобы Генри мог работать там рано утром и поздно вечером. Иногда руки Клары синели от холода, но женщина продолжала помогать мужу, и они вдвоем сумели создать свой первый автомобиль.

Изобретатель прозвал свою жену «верующей» за то, что она никогда не сомневалась в его успехе. Он полагал, что без поддержки такого любящего и преданного человека у него не вышло бы выстроить целую автомобильную империю. Форд был очень предан своей семье, всегда вникал в проблемы близких людей и старался помогать им словом и делом.

Категория: Биография