08.11.2020

Карибский кризис

Осенью 1962 года «холодная война», омрачавшая отношения между СССР и западными странами, едва не перешла в свою горячую фазу. Хотя часть документов, связанных с этими событиями до сих пор засекречены, можно с полной уверенностью сказать, что в те октябрьские дни мир действительно находился на грани ядерной катастрофы. И только благоразумие лидеров двух крупнейших держав и простых офицеров тогда уберегло планету от апокалипсиса. Это был важный урок для всего человечества, повлекший за собой серьёзные изменения в международном законодательстве.

Причины и предпосылки

В 1959 году на Кубе, находившейся под властью проамериканского диктатора Фульхенсио Батисты, произошла социалистическая революция, лидером которой был Фидель Кастро. Одним из первых мероприятий Кастро в качестве главы государства стала национализация земли и предприятий, принадлежавшим до этого американским предпринимателям.

Однако Фидель Кастро всё равно ощущал шаткость своего положения. Он пережил множество попыток убийства, причём, большинство из них исходили либо из Овального Кабинета, либо из кругов американской мафии, недовольной тем, что при Кастро резко упали доходы от кубинских казино и борделей. ЦРУ постоянно устраивало провокации, приводившие к дестабилизации на острове. Весной 1961 года кубинцы храбро отбили попытку американского десанта захватить страну, но США не собирались сдаваться.

К 1961 году Советский Союз установил дипломатические отношения с Кубой. Туда стали приезжать советские специалисты, стала налаживаться торговля. Впервые СССР так активно участвовал в жизни страны, находившейся на западном полушарии. Для США это было тревожным звоночком, свидетельствовавшим о возросшем влиянии Москвы в Латинской Америке. Разумеется, американское давление на Кубу после этого усилилось, и Кастро обратился к Никите Хрущёву за помощью в борьбе с США.

Говоря о причинных Карибского кризиса, можно выделить целый ряд факторов:

  • сам факт геополитического противостояния капиталистической и социалистической систем, которое в любой момент могло перейти в вооружённый конфликт. Нельзя рассматривать Карибский кризис в отрыве от общеисторической канвы: буквально несколькими годами ранее мир сотрясали — Корейская война, Берлинский и Суэцкий кризисы. Каждый из этих эпизодов мог обернуться войной;
  • наращивание СССР и США ядерного потенциала. В 1961 году США установили баллистические ядерные ракеты средней дальности в Турции и Италии. Для того чтобы уничтожить Москву или Ленинград, американским военным было достаточно 10 минут. К тому же США имели значительный перевес по количеству ядерных ракет (чуть ли не в 15 раз больше, чем у Советского Союза). Поэтому дальнейшие действия СССР на Кубе можно считать ответной мерой, ради достижения ядерного паритета.
  • отсутствие оформленного международного законодательства в отношении ядерного вооружения;
  • политика национализации, проводимая революционным правительством;
  • угроза очередного американского вторжения на Кубу в ноябре 1961 года.

Бой в «заливе свиней» (апрель 1961)

США не оставляли попыток установить на острове прежний порядок. Поэтому ещё при президенте Дуайте Эйзенхауэре началась разработка военной программы, получившей название «Запата». Это был грандиозный, но, как показала практика, нереалистичный план. Американцы собирались добиться лояльности населения с помощью приёмов психологической войны и сформировать партизанские отряды из числа кубинцев – противников Кастро. Накануне вторжения на «острове свободы» планировалось провести серию провокаций, которые создали бы хаос и позволили бы американцам привести к власти лояльное временное правительство. Именно от лица членов этого временного правительства и должна была исходить инициатива призыва американской армии на помощь в борьбе против узурпатора Кастро. Только на этом этапе на сцену предстояло выйти авиации и флоту США.

Таким образом, со стороны ситуация должна была выглядеть, как борьба угнетённых кубинцев против захватившего власть Кастро. В начале 1961 года президентом США Джон Кеннеди, который не был уверен в необходимости подобной операции, но под давлением военных и ЦРУ всё же продолжил разработку плана.

Параллельно в марте 1961 года Кеннеди объявил о реализации программы «Союз ради прогресса». Программа предполагала финансовую поддержку Вашингтоном экономического развития латиноамериканских стран. Но в обмен на кредиты и дотации лидеры этих государств должны были разорвать дипломатические и торговые отношения с Кубой.

Впрочем, в Гаване тоже не сидели, сложа руки. В течение марта правительству Кастро удалось обнаружить и ликвидировать несколько диверсионных отрядов, сформированных из прошедших обучение в США кубинских наёмников. Благодаря усилиям кубинской и советской разведок, было предотвращено несколько серьёзных провокаций и частично раскрыты дальнейшие планы Вашингтона. 14 апреля американцы произвели бомбардировку трёх кубинских аэродромов. Но знавший об этой операции Кастро успел распорядиться, чтобы исправные самолёты спрятали, заменив их неработающими машинами и муляжами.

Вторжение американцев началось ночью 17 апреля. Накануне прошли похороны семерых кубинцев, погибших во время американской бомбардировки. Во время траурной церемонии Фидель Кастро произнёс пламенную речь, обличавшую американцев и их замыслы. Местом высадки морского десанта стал залив Кочинос («залив свиней»). На гладком песчаном пляже, окружённом болотами, было удобно сажать самолёты. А наличие всего одной дороги должно было помешать отрядам Кастро приблизиться к месту сосредоточения американских войск.

На рассвете на проходившую по болоту дорогу, связывавшую пляж Кочинос с остальной частью Кубы был сброшен парашютный десант. Этому отряду противостояла горстка кубинских пограничников и ополченцев (милисианос). Однако им удалось надолго задержать превосходящие силы американцев. Сразу после начала вторжения началась всеобщая мобилизация, кубинцы охотно шли в добровольцы, чтобы защитить свой остров. Большую роль в обороне Кубы сыграла советская военная техника – танки Т-34 и противотанковые установки САУ-100. Во главе танковой цепи находился сам Фидель Кастро.

Буквально за сутки кубинцам удалось перехватить стратегическую инициативу: вытеснить интервентов к кромке залива, уничтожить много вражеской техники и захватить более 1200 пленных. Для Вашингтона бой в «заливе свиней» был настоящим позором. Он сильно ударил по авторитету Джона Кеннеди в Латинской Америке. Поэтому американцы начали разработку нового плана вторжения – «Мангуст», который должен был осуществиться осенью 1962 года и привести к окончательному свержению правительства Кастро.

Операция «Анадырь»

Зимой 1962 года Куба была исключена из ОАГ (Организации Американских Государств). США и до этого объявляли Кубе экономическую блокаду, но теперь это было практически полное эмбарго. В начале лета Гавана и Москва вели активные переговоры. На них обсуждались детали операции, заключавшейся в размещении на Кубе советских ядерных ракет. Всё держалось в строжайшем секрете. Настолько, что о готовящейся операции не знало даже Министерство иностранных дел СССР (этот факт в итоге привёл к множеству недомолвок и недопониманию между США и СССР). Однако это позволило сбить с толку американскую разведку. Несколько месяцев американские военные не понимали, что происходит буквально у самых берегов их государства.

Количество перебрасываемой техники и боеприпасов было столь велико, что для доставки грузов в порты понадобилось больше 21000 вагонов и платформ. Переброску по океану осуществляли 85 судов, совершивших 185 рейсов туда и обратно. Никто из советских военных, участвовавших в операции, не знал, куда и зачем их отправляют. Об этом не знали даже капитаны судов, которым предстояло открывать пакеты с секретными инструкциями только после нескольких дней плаванья. Практически всё время, что корабли шли к Кубе, солдаты и офицеры находились в трюмах. Им разрешалось выходить на палубу только ночью и небольшими группами. Первые советские суда с боевой техникой пристали к Кубе 20 июля. После этого началась выгрузка личного состава и техники.

Только 14 октября американскому разведывательному самолёту U-2 удалось сделать снимки, на которых были видны оборудованные стартовые площадки для запуска ядерных ракет. К этому моменту Советский Союз успел перекинуть в Кубу 43 тысячи человек (из планируемых 51 тысячи) и 42 ядерных ракеты (из планируемых 100). В итоге на острове была сформирована мощная группировка советских войск, состоявшая из:

  • одной ракетной дивизии;
  • двух дивизий противовоздушной обороны;
  • шести самолётов Ил-28 с атомными ракетами;
  • двух полков фронтовых крылатых ракет;
  • вертолётного полка;
  • 4 мотострелковых полков;
  • одной группы минно-торпедной авиации;
  • бригады из 12 ракетных катеров;
  • полка береговой охраны.

Пик кризиса (22-27 октября 1962)

22 октября Джон Кеннеди публично объявил об обнаружении ракет. Фотографии, добытые самолётом-разведчиком, были опубликованы в газетах, что вызвало панику среди американцев. Пентагон поднял в воздух боевые истребители, а военно-морской флот начал блокаду Кубы. Из-за этого советским кораблям, не успевшим подойти к острову, пришлось разворачиваться обратно. Из Москвы был передан приказ перейти в состояние боевой готовности. 23 октября ТАСС заявил о готовности отразить атаку американцев при помощи наиболее жёстких мер (т. е., с применением ядерного оружия). В этот же день прошла встреча Генерального прокурора (и брата президента) Роберта Кеннеди с советским послом Анатолием Добрыниным. Но поскольку детали операции содержались в тайне и от самого Добрынина, он не смог дать американской администрации никаких пояснений.

Кеннеди до последнего не хотел начинать вторжение, понимая, что развязка конфликта может быть непредсказуемой и лучше действовать дипломатическими методами. Однако на него оказывали сильнейшее давление американские военные, желавшие разрешить кризис с применением грубой силы. 23 и 24 октября Никита Хрущёв отправил американскому президенту два письма. В них он продолжал упирать на то, что Советский Союз готов к решительным мерам, если США не оставят в покое Кубу, отрицая при этом наличие на острове ядерных ракет, но в то же время беспокоился, что ситуация может зайти слишком далеко и привести к катастрофе. В Гаване тоже было неспокойно. Кастро опасался, что американцы могут в любой момент начать бомбардировки и предлагал советской стороне нанести превентивный удар.

25 октября прошло экстренное заседание Совета Безопасности ООН, не приведшее ни к каким позитивным результатам. На следующий день Хрущёв снова отправил Кеннеди письмо, в котором признавал присутствие на Кубе советских ядерных ракет и предлагал сесть за стол переговоров. Наиболее разумным разрешением конфликта для обеих сторон стало бы отведение американских войск и вывоз советских ракет под присмотром ООН. К этому склонялись и советские, и американские дипломаты. Однако всё зависело от глав государств и военных кругов обеих стран.

Но самые драматические события развернулись 27 октября. Этот день вошёл в историю как «Чёрная суббота».      Тогда обстановка накалилась настолько, что Кеннеди был вынужден впервые в американской истории объявить уровень повышенной боевой готовности DEFCON-2 (второй раз этот уровень объявлялся лишь во время операции «Буря в пустыне»).

Субботним утром Кеннеди сообщили о том, что ночью над Кубой был сбит американский самолёт. Его пилот – майор Р. Андерсен – погиб. Кеннеди, до последнего не желавший начала войны, отправил Хрущёву депешу с требованием немедленно сложить оружие и начать переговоры, но ответ не приходил. До ядерной войны оставалось 48 часов – именно через двое суток Джон Кеннеди планировал начать бомбардировку, если консенсус не будет достигнут.

Одновременно драма разворачивалась и на глубине Карибского залива, где находились советские подлодки, вооружённые атомным оружием. Одна из них оторвалась от группы и, потеряв связь, оказалась в окружении американских эсминцев. Американцы не знали о ядерных боеголовках на советской субмарине и начали бомбардировку глубинными бомбами. Командир судна решил, что война уже началась, и решил запустить ядерную ракету, которая погубила бы и американцев, и его подлодку вместе с экипажем. Только благодаря одному из  старших офицеров – Василию Архипову, отговорившему капитана, — ядерная война между двумя державами-гигантами так и не началась. Вместо этого с субмарины просто передали сообщение с требованием прекратить провокации, после чего судно поднялось на поверхность.

На протяжении дня из Вашингтона было отправлено 4 телеграммы, но Москва молчала. Советские дипломаты также призывали Хрущёва и Политбюро к немедленному началу диалога. Фидель Кастро, в свою очередь, тоже направил Хрущёву письмо, но куда более радикальное: кубинский лидер считал, что война всё равно неизбежна, поэтому стоит нанести по Америке первый удар, пусть даже и ядерный. К счастью для всего человечества Советский Союз отверг такое решение.

Наконец в ночь на 28 октября в Вашингтоне получили сообщение от Хрущёва. Советский лидер согласился при посредничестве ООН вывести с Кубы ракеты, при условии, что американцы уберут своё ядерное оружие из Турции.

Урегулирование конфликта

И для Кеннеди, и для Хрущёва эти события стали серьёзным уроком. Два лидера осознали, насколько хрупок мир, в котором любая сторона может спокойно угрожать атомным оружием другой. И как любая случайность, задержка корреспонденции или небольшая провокация могут стать началом ядерной войны. Поэтому в 1963 году был налажен прямой канал связи Москва-Вашингтон. Впрочем, не все понимали мудрость решения двух лидеров. И советские, и американские военные круги считали, что главы их государств проявили слабость и уступили противнику. Возможно, именно это привело и к гибели Джона Кеннеди, и к отставке Никиты Хрущёва.

Итогом переговоров между СССР и США стали:

  • демонтаж советских пусковых установок на Кубе (начался уже 28 октября);
  • вывоз с острова всех баллистических ракет и самолётов-бомбардировщиков (произведено 5-9 ноября);
  • снятие блокады Кубы американцами (20 ноября);
  • вывод части советского личного состава (в первых числах декабря);
  • вывоз американских ракет из Турции и Италии (спустя шесть месяцев после аналогичных действий СССР).

Остальное вооружение и часть советских военных остались на Кубе для обеспечения её безопасности. Впрочем, Фидель Кастро был крайне недоволен таким поворотом событий и обвинял СССР и Хрущёва в малодушии.

Официальной датой завершения Карибского кризиса считается 7 января 1963 года. Именно тогда СССР и США совместно обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой исключить этот конфликт из повестки дня.

Карибский кризис повлёк за собой подписание целого ряда договорённостей, которые и по сей день регулируют использование ядерного оружия. Так, в 1963 году был подписан договор о запрете испытания ядерного оружия в трёх средах (в атмосфере, в космосе и под водой). На данный момент этот договор подписало 131 государство. Также в 1969 году начались получившие позже название Хельсинского процесса переговоры между США и СССР об ограничении стратегических вооружений. Они вылились в подписание договоров ОСВ-1 (1972) и ОСВ-2 (1979), серьёзно ограничивших дальнейшую гонку вооружений.

Категория: История